Участие в педсовете "Развитие речи детей" ( ноябрь 2019) с презентацией из опыта работы.
07 ноября 2019
Роль семьи в развитии речи ребенка
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Умела дитя родить- умей и воспитать»
Физическое, психическое и интеллектуальное развитие
ребенка начинается в детстве. Все навыки приобретаются в семье, в
том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на
примере речи родных и близких ему людей (бабушки, дедушки,
матери, отца и др.). Бытует глубоко неправильное мнение о том,
что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается
самостоятельно, без специального воздействия и помощи
взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает
правильным произношением. В действительности же
невмешательство в процесс формирования детской речи почти
навсегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые
недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом
преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда
старается воздействовать на формирование детской речи, начиная
с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего
возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере
которой формируется его собственная речь. Взрослые должны
говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый
звук, не торопится, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместно «подстраивание» под детский язык,
долгое «сюсюканье» с ребенком, что нередко тормозит развитие
речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые
для ребенка и длинные слова. Обращаясь к ребенку, вы
побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно
прислушаться к вашей речи. Часто небрежность в
словопроизношении объясняется подражанием речи
взрослых: «мине», «ваще», «смори», «ходют». Большинство детей
5-6 лет говорят правильно, но все же у некоторых встречаются
дефекты звукопроизношения. (В норме формирование
правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4-5
годам). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в
искажении свистящих (с-з-ц, шипящих (ш-ж, щелевых (щ, взрывных
(ч, соноров (р-л). На отношение ребенка к своему речевому
дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со
стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по
отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является
основным формирующим компонентом отношения ребенка к
своему речевому дефекту. Установка может быть попустительской:
«Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего
страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а
учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых
людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели,
телеведущие, и их дефект им не мешает». Ребенок внушаем, и
очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он
придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой
дефект – это проявление индивидуальности. Возможна
другая установка: «Ты уже большой,а говоришь, словно тебе два
года. Ты слышал, чтобы у нас в семьекто – нибудь так говорил? С
такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться
дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести
нормально, как все!». Комплекс неполноценности,
внушаем родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит
насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или
приобрести еще один речевой дефект (например заикание).
Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной
чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к
преодолению дефекта. При правильном подходе семьи к
воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии,
правильном педагогическом воздействии можно избежать
подобных проблем. Необходимо сформировать
у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление
преодолевать свой дефект. Что необходимо делать для
формирования правильного звукопроизношения? Прежде чем
перейти к основному этапу - устранению неправильного
произношения, мы должны работать над развитием слухового
внимания. Очень важно научить ребенка слушать и слышать.
Предложите детям помолчать, закрыв глаза, и внимательно
прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни,
ванной. Дети услышат гудки автомобилей, жужжание мух, т иканье
часов и. т. д, Можно поиграть в «слова»: придумать слова, которые
начинаются на определенный звук. Произнесите потешки,
скороговорки. Пусть ребенок назовет слова, в которых
встречается, например: звук (р) или (л) и т. д. Необходимо работать
и над развитием речевой моторики. Язык – главная мышца
органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика
просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы
выполнять тонкие целенаправные движения, именуемые
звукопроизношением. Комплекс упражнений можно подобрать
самостоятельно или проконсультироваться с логопедом.
Упражнения с ребенком рекомендуется проводить 2-3 раза в день
по 7-10 минут перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает
язык. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут
получаться с первого раза: вначале может быть напряженность
движений языка или губ, постепенно напряженность исчезнет,
движения становятся координированными. Взрослый должен
следить за качеством выполняемых движений. Работа над каждым
упражнением идет в определенной последовательности. – показ
взрослым упражнений; - выполнение ребенком упражнения перед
зеркалом; - проверка правильности выполнения, указания на
ошибку. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения
зависят от ряда фактов: степень сложности дефекта,
индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в
этой работе. Однако необходимо не только
научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и
понимать те слова, которые он слышит, а также правильно
употреблять их. Формирование речи происходит прежде всего в
постоянном общении со взрослыми. Возвратившись с прогулки,
экскурсии, из детского сада, то обязательно вспомните что видели,
спросите у ребенка, что он делал в садике. Старайтесь расширять
круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, играх
детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы.
Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать
наводящие вопросы. В ходе беседы малыш должен научиться
отвечать на вопросы «Кто это? Что это?», «Что делает». Все дети
любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ними.
Назовите и покажите предмет, нарисованный на картинке, а затем
попросите ребенка показать на картинке. У ребенка, который не
говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую
речь, а это очень важно. А ребенку освоившему элементарную
речь, подберите простые картинки типа «мальчик читает
книгу», «девочка моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать,
что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие
вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.
Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Дети
часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или
названий действий, не связанных между собой. Но если Вы
проявите настойчивость и выдержку, от занятий к занятию речь
будет становиться все более связной. Начните с небольших
рассказов или сказок. Читать детям надо выразительно, стараясь
голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы
страшные слова лисы или волка «Я тебя съем»звучали,
действительно, выразительно. Считалки, потешки, загадки легко
запоминаются и развивают память, что способствует расширению
активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают
выработать правильное звукопроизношение. Занятия
с ребенком должны проводиться в непринужденной форме.
Следует начинать занятие с ребенком тогда, когда у него хорошее
настроение и самочувствие. Необходимо учитывать силы и
возможности ребенка, предотвращать наступление утомления.
Следует подмечать и поощрять малейшие успехи детей,
своевременно и тактично помогать им, развивать в них веру в
собственные силы и возможности. Нужно соблюдать основной
принцип обучения – от простого к сложному.